Учителям:

Структурирование учебного помещения

Структурирование учебного времени

Выбор педагогических технологий

Основные стимулы деятельности

Каждый ребенок - это целый мир, состоящий из чувств, ощущений, мыслей и фантазий. Только поняв мотивы маленькой личности, можно делать выводы о степени положительных и отрицательных его проявлений как в рассуждениях, так и в поступках.

Ставить задачи, требовать их исполнения, критиковать за ошибки и промахи - все это нужно делать, учитывая тип личности ребенка, соблюдая технику безопасности общения. Hивелиpовка в воспитании так же недопустима, как чрезмерное выпячивание достоинств одного школьника при умалении качеств другого. Поиск золотой середины - в гармоничном сочетании различных подходов к детской индивидуальности, умении увидеть ее, ненавязчиво и доброжелательно поправить, а так же создать стимулы для ее полного проявления в учебе и труде.

Зная образ мышления ребенка, его индивидуальные склонности и способности, можно найти наиболее оптимальную сферу их применения, рекомендовать тот или иной профиль обучения (гуманитарный, технический и т.д.). Установлено, что пик возможностей человека в области интеллекта совпадает с возрастом 14-15 лет. Поэтому крайне желательно к этому периоду сориентировать школьника в нужном направлении, учитывая его тип личности.

Беда только в том, что порой мы все меряем собственным аршином. И то, что нам кажется идеальным, правильным безоговорочно применяем к другим. А может все не так уж просто? Возможно существуют иные мерки, иные взгляды, но от того, что они не похожи на наши еще не значит, что они плохие?..

Структурирование учебного помещения.

Одним из способов структурирования помещения класса является создание функциональных зон по виду деятельности, которые учитель будет активно использовать для работы. 

Вот один из примеров: Там, где висит учебная доска, логично оформить научную зону, поместив в нее различные схемы, плакаты, таблицы. Рядом со столом учителя удобно, оформить управленческую зону, где лежит классный журнал, имеется доска объявлений, на которой вывешивается рейтинг учащихся, графики дежурств и т.п. Социальная зона может примыкать к управленческой и располагаться у окон, захватывая один из углов помещения. Она должна быть устроена в игровом ключе, располагать к общению, снимать напряжение. Желательно поместить туда цветы и другие элементы декорации и релаксации. Оставшийся угол и часть стены можно отвести под гуманитарную зону. Ее нужно оформить так, чтобы ученик, долго находясь в ней, настраивался на философско-возвышенный лад, готов был к обсуждению проблем нравственности и общечеловеческих ценностей. Для этого можно повесить портреты писателей, положить серьезные книги, создать уголок памяти и традиций. 

Даже специализированные кабинеты, в которых установка на род деятельности задана изначально, а также коридоры школы, необходимо структурировать, чтобы дети с любой установкой и любым темпераментом нашли свое место, чувствовали себя комфортно и гармонично.

 Учитель, который в совершенстве владеет своими психическими функциями, перемещаясь во время урока по классу, изменяется сам. В управленческой среде он строг и официален, в социальной - демократичен и общителен, в гуманитарной - одухотворен и поэтичен, в научной - умен и эрудирован. Умение вести многомерный, многофункциональный урок – показатель высшего мастерства педагога.

Структурирование времени урока.

Чтобы оптимально использовать время урока, изучаемый материал рекомендуется разбивать на три или четыре неравные части по времени. Соотношение между частями лучше всего строить по принципу ускорения: предназначенный для проработки материал воспроизводится в течение урока несколько раз, но каждое следующее повторение не только трансформируется в иную форму, но и укладывается в более короткие  сроки. Темп урока из-за этого все больше возрастает к его концу.

При структурировании материала на четыре части нужно опираться на вид деятельности в такой последовательности: технология - игра - воспитание - теория:

1-й блок (40%) - управленческий, который содержит практико-технологическую часть предназначенных для усвоения знаний;

2-й блок (30%) - социальный, во время подачи которого ученики проигрывают в ролях технологии первого блока, активно взаимодействуют друг с другом;

3-й блок (20%) - гуманитарный, реализует воспитательный момент урока через нравственно-художественное преломление изученной информации;

 4-й блок (10%) - научно-теоретический, во время которого ученики получают в максимально сжатом виде фундаментальные закономерности, лежащие в основе практических технологий первого блока, определения, выводы, обобщения.

 Подачу материала по времени хорошо совмещать с передвижением по функциональным зонам в классе. За счет высокого темпа  и значительной плотности информационного потока  ученики будут обучаться все вместе - интегрально, и к тому же снимется трудная проблема поддержания дисциплины.

Выбор педагогических технологий.

 Не вызывает сомнений то, что профильные классы неразумно обучать обычными методами. Педагогами-новаторами  разработано большое количество специализированных творческих технологий.

 Вот минимальный список некоторых методик обучения с привязкой к установкам на вид деятельности:

-   для управленческих типов: методика Шаталова, деловые игры, различные виды практики и лишь после них -теоретические знания;

-   для социальных типов: коллективные методы обучения, в частности методика Иванова КТД (коллективные творческие дела), игровые  методы; теоретические знания должны быть сведены к минимуму;

-   для гуманитарных типов: любые методики воспитания так называемой «всесторонне развитой личности»; для этих групп важны любые способы самовыражения, умение философствовать на отвлеченные темы;

-   для научно - исследовательских типов: проблемно-дискуссионные методы обучения, "мозговой штурм", методика ТРИЗ (теория  решения  изобретательских задач), развивающие игры в духе Никитина; теория должна быть серьезной, сложной и предшествовать практике;

-   для функционально полных классов можно предложить метод проектов, по которому учебная группа выполняет весь  запроектированный цикл активности от начала до конца: придумывает, разрабатывает, внедряет, эмоционально поддерживает.

Основные стимулы деятельности

То, ради чего человек будет что-либо делать. Это основа  для выработки индивидуального подхода  в обучении. Зная основные стимулы, учитель сможет правильно распределить усилия в своей преподавательской работе, психологически грамотно ставя перед учащимися те задачи, которые им понятны, посильны  и интересны.

Престиж (статус)

Соционические типы: Гюго, Наполеон, Жуков, Штирлиц предпочитают престижное положение в обществе, успешное продвижение  по службе, власть  и влияние, внимание  и уважение.  Такого ребенка следует стимулировать почетными грамотами или другими видами отличий за хорошую учебу. Дети из этой группы чаще стремятся к получению медалей, это стоит поощрять. А если до медали еще далеко, следует подумать, как подчеркнуть его высокий статус в каком-либо деле. Что он умеет делать лучше всех? В чем уже может выступить руководителем, организатором? Главное для учителя, работающего с учениками этой группы, - уйти от теоретизирования и книжных знаний, сделать обучение максимально наглядным, с большим количеством примеров и практических заданий, выполняя которые, обучаемый чувствовал бы  личный рост.

Благосостояние

Соционические типы: Дюма, Драйзер, Максим, Габен ориентированы на повышение благосостояния и качества жизни, хорошее материальное положение, уверенность в завтрашнем дне, порядок  и комфортные условия жизни и учебы. Учитель может посадить ребенка на хорошо освещенное место в классе, а родители приобрести удобный стол и стул, хорошую ручку, организовать рабочее место с удобством. Не грех в качестве премии за хорошо сделанную работу купить такому ребенку что-нибудь вкусное или приятное, или увеличить его сумму на карманные расходы. Обучая его, учитель должен обратить внимание на прикладную сторону обучения, профессионализм и качество передаваемых знаний.

Самодостаточность (самоценность)

Соционические типы: Робеспьер, Бальзак, Есенин, Достоевский превыше всего ставят личный интерес к работе или учебе. Внутренний мир собственных интересов и идей - это самое дорогое, что у них есть и ради чего они, собственно, только и станут тратить силы. Наилучших результатов можно добиться, если поощрять такого ребенка интересной для него работой. Такие дети обычно увлекаются историей, конструированием, чтением книг, работой на компьютере. Заранее понаблюдав за ребенком, учитель-предметник может попросить его выступить с докладом. Будьте уверены, он расскажет много занимательных подробностей, которые даже вам были не известны. Дома родители могут “подсунуть” ему книжку по интересующей теме, и обучение пойдет как бы само собой. Предлагаемые им задачи должны быть обязательно в той или иной степени связаны с интересующими их воззрениями. Преподавателю рекомендуется сначала заинтересовывать их необходимым делом, а затем позволить спокойно заниматься им в том темпе, который они выберут.

Уникальность

Соционические типы: Дон Кихот, Джек Лондон, Гамлет, Гексли настроены на необычность, перспективность и масштабность задач, их интеллектуальную сложность и увлекательность. Заинтересованность этих детей в деятельности растет пропорционально чувству исключительности того дела, которым они занимаются: “Никто такого еще не делал!”, или собственной исключительности: “Никто больше так не умеет, как я!”. “Заниматься необычным, быть непохожим на других” – главный девиз их деятельности. Перехвалить такого ребенка невозможно. Для них это всегда работает на плюс, повышает самодостаточность. Внимательно приглядитесь к представителям этих типов и вы поймете, что они переполнены всевозможными идеями. Они могут дать разумный совет о школьных нововведениях. Лучшим стимулом к деятельности для них является похвала за нестандартно принятое решение. Главное для преподавателя, работающего с ними, - не нивелировать их, не препятствовать их поискам, давать им возможность высказывать свои теории и даже спорить с учителем.