Теория:

Психические функции

Информационные каналы

Информационные модели социотипов

 Соционика - это наука, изучающая типы личностей и их взаимодействия. Отличие между соционическими типами есть различие в способах получения, обработки и выдачи информации психикой человека. Сама информация неоднородна, и можно выделить ее основные аспекты. В неодинаковом восприятии любого аспекта и заключаются различия между типами. Из общности же восприятия следуют важные сходства поведения и характера. Схожесть между людьми одного типа проявляется в привычках, мировоззрении, построении взаимоотношений, даже в физиологической конституции и склонность к определенным заболеваниям. 

Однако соционика не учитывает уровень и условия жизни человека, религиозные, национальные и интеллектуальные особенности его обучения и воспитания, которые вносят свои коррективы в формирование личности. Скорее она описывает наиболее вероятный стиль поведения человека в типичных ситуациях, наиболее характерные реакции на определенные события и условия.

В отличие от традиционной психологии, пользующейся в основном количественными методами, соционика основана на качественных методах изучения человеческой психики. Открытые ею информационные модели личности подняли психологию на совершенно небывалый для гуманитарных наук уровень целостности и структурности. Вызванный соционикой  рывок в психологии  сравним с тем, что произошло в химии после открытия Д.М. Менделеевым периодической системы химических элементов (когда отпала необходимость в проведении многочисленных опытов, а для определения свойств нового элемента достаточно было узнать его атомарный вес и поставить в соответствующую клетку периодической таблицы).

Следует отметить, что социотип - не ярлык, не приговор, не шестнадцатиклеточное  "прокрустово ложе". Это, скорее, роза ветров, которая поможет двигаться в правильном направлении в познании себя и других. Как параллели и меридианы  не мешают изображению неповторимого облика материков, так и соционика не покушается на человеческую индивидуальность. В жизни чистые социотипы встречаются редко, чаще в сочетаниях. Однако один из них у человека обязательно доминирует! Его то и необходимо определить.

Психические функции человека

Физический мир сводится к категориям: материя – энергия, которые существуют на базисе: пространство – время. О чем бы ни говорил человек, что бы ни делал, всегда можно установить, по какому  из этих сущностей мира поступает от него (или к нему) информация. Человеком эта информация может восприниматься  либо непосредственно (абсолютно) - экстравертно, либо в отношении к подобной (относительно) - интровертно. Таким образом, существует восемь психических функций, посредством которых сознание человека связано с окружающим миром:

Сущности
мира

Психические функции

экстравертные (абсолютные) интровертные (относительные)
Материя
(объекты)

  - Деловая логика.
Взаимодействие с материальными объектами (применение, ремонт, конструирование, эксперимент, техника, механика, электроника, технология, практичность, целесообразность, рациональность, экономика, бизнес), осознание их качеств (твердость, вес, объем, упругость, температура и т.п).

- Логика отношений.
  
Восприятие отношений между объектами (дальше - ближе, больше - меньше, тверже - мягче, легче - тяжелее, теплее - холоднее). Сравнение, анализ, классификация, иерархия, закономерности, логическая взаимосвязь, системы, структуры, схемы, организация, синтез, доказательство, правила, инструкции, право.

Энергия
(эмоции)
  - Этика эмоций.
Восприятие и выражение чувств и эмоций (смех - плач, радость - печаль, страдание - удовольствие, счастье - горе, восторг - паника, обида - восхищение, страх - благодушие, депрессия - воодушевление). Настроения, впечатления, переживания, возбужденность, страсть, артистизм, энтузиазм, комплименты.
- Этика отношений.
  
Восприятие субъективных отношений и чувств между людьми (добро - зло, симпатия - антипатия, дружба - вражда, любовь - ненависть, душевность - отчуждение).
Психологический контакт, привязанности, флирт, человечность, нравственность, мораль. Чувство фальши, наигранности эмоций.
Время
(интуиция)
  - Интуиция возможностей.
   Способность оценивать перспективу, развитие во времени, потенциальные возможности, внутреннее содержание, свойства, суть, смысл.
Умение обобщать; формулировать определения; делать выводы; работать со схемами, моделями, знаковыми системами; выдвигать идеи, гипотезы; изобретать.
- Интуиция времени.
   Восприятие временных отношений. Управление субъективным временем. Умение оценивать своевременность действий.
Способность улавливать динамику развития событий. История, прошлое, будущее, прогноз, предсказание, предвидение, воображение, фантазия, мистическое озарение.
Пространство
(ощущения)
  - Волевая сенсорика.
   Взаимодействие с пространством. Склонность к овладению новыми материальными ценностями, физической силой, а также степенями, должностями, знаниями, навыками, впечатлениями. Стремление к цели,
власть, воля, влияние, подчинение, решительность, требовательность, настойчивость.
- Сенсорика ощущений.
   Восприятие пространственных отношений, организация своего пространства (создание комфорта и уюта). Способность уловить и оценить внешний вид, форму, цвет, вкус, удобство, красоту, гармонию, эстетичность, самочувствие, здоровье. Высокая чувствительность и яркие физические  ощущения.

Информационная модель личность

Личность в соционике рассматривается как информационная система, взаимодействующая с окружающим миром посредством восьми информационных каналов. В каждом из которых действует одна из восьми психических функций (см. Функции), определяющих вид энергоинформационного обмена человека со средой. Согласно данной модели, человеческая психика есть результат совместного действия этих функций. 

по Фрейду

Информационные каналы

накопления (инертные) обмена (контактные)
С
О
З
Н
А
Н
И
Е
Эго

- знаю

1

Ведущий (программный) - область основных интересов и уверенных действий человека, определяет его призвание, основные жизненные цели и задачи. В этой области он является специалистом.

2

Творческий (инструментальный)- область активных действий и созидания. Определяет средства и способы реализации задач и достижения целей, поставленных функцией первого канала.
Суперэго

- надо

4

Уязвимый (мобилизационный)- сфера болезненной самооценки ("не трогайте меня - я попробую сам"). Любое воздействие из вне раздражает (даже изысканная похвала ему кажется издевательством).

3

Ролевой (нормативный) - в этой области человек стремится соответствовать нормам, принятым в общества (быть не хуже других), поэтому играет роль компетентного человека.
П
О
Д
С
О
З
Н
А
Н
И
Е
Суперид

- хочу

6

 Помощи (референтный) - слабая область, где человеку трудно самому противостоять обстоятельствам, здесь он нуждается в помощи, поддержке и заботе. Даже критику он воспринимает как руководство к действию.

5

Внушения (дуальный) - область некритичного восприятия информации (желательно от дуала). Человек готов слушать, реагировать, поддерживать разговор на данную тему. Это "входные ворота" для информации.
Ид

- могу

7

Фреймовый (наблюдательный) - область сильного ограничивающего воздействия на окружающих (человек подгоняет других под свой стандарт - фрейм). Контроль, помощь словом: совет, инструктаж, критика. 

8

Пилотный (демонстративный) - кладезь практической мудрости. Человек настолько уверен в себе, что хочет быть опорой другим (помощь делом), стремится  к идеалу (быть лучше всех).

Модели
социо типов

Всего существует 16 вариантов размещения (по определенному правилу) психических функций в информационных каналах, тем самым определяется число основных соционических типов личности - 16: